Тайцы в Чиангмае любят тыкать своей добротой. Это национально известный факт: на Севере люди добрее.
⠀
Не соглашусь, что это так.
⠀
На Севере дешевле.
На Севере церемониальнее. Да, вот так, люди показательно вежливые. Дрессированные. Означает ли это, что они вдобавок еще и добрые? По мне: одно другому не равно.
⠀
Прилетела в Чиангмай и ожидала дикой ностальгии.
К слову, когда я попала на Пхукет, то боялась, что в меня с трапа начнут плеваться и требовать несусветных денег за все, что можно купить и нужно оплачивать. Это было не так. Люди вели себя как в другом тайском городе. Приветливо. Цены ничем не выделялись. В Национальный парк меня пустили по цене для местных, а детей — бесплатно. Попробуй на Севере заскочи так в национальный парк: не пустят. Плати в десять раз больше, как положено иностранцам.
⠀
Ностальгии в Чиангмае не случилось. Дороги, здания, храмы, деревья, люди — остались такими же, какими были когда я уезжала. Только воздух был сильно прохладнее.
⠀
Чувствовала я себя неуютно. Люди ходят с таким лицом, словно они тебя не видят. Тебя словно нет. А если и есть, ты словно бы говоришь по-тайски. Если нет, то их словно бы это не волнует. Тебя просто не будут обслуживать. Никогда не возьмут в руки Гугл Транслейт. Ты такой не один, клиент. У них есть еще, клиенты.
⠀
Строго же регулируемые правила вежливого поведения приводят к одному: фрустрации обеих сторон, когда церемонии не соблюдены. Тайцы в этом случае выключаются. Перестают коммуницировать. В их личной вселенной на все есть свод правил, и если ты его не знаешь, если ты случайно оказался воспитан где-то еще и не в курсе — ну это же твои проблемы. Ты виноват, и только. Приехал их беспокоить, приличных людей.
Среди этих церемоний, неприветливости и закрытости культуры доброте места нет. Она обозначена как достоинство, но хвастаться ей недостаточно. Нужно практиковать.